Биологические науки изучающие растительные организмы. Зоология — наука о животных

06.08.2019

Зоология - наука о животных, которая занимается изучением представителей соответствующего рода (Animalia). Сюда можно отнести все типы организмов, питающихся пищей с содержанием белка, углеводов и жиров. Такие виды отличаются от растений тем, что они постоянно синтезируют необходимые для жизни из определенных источников. Многие представители рода животных способны самостоятельно передвигаться. Грибы всегда считали растениями. Однако заметили, что у них есть способность поглощать из внешних источников. Также существуют такие организмы, которые синтезируют крахмал из неорганических молекул. При этом они не имеют способности передвигаться. Иными словами, нельзя дать общее понятие и выделить альтернативные критерии между животными и растениями, так как их не существует.

Разделение на категории

В данном случае происходит деление на множество направлений, которые дифференцируются в зависимости от того, какой именно объект исследуется и какие изучаются проблемы. Зоология - это наука, которая делится на основные два направления. А именно на изучение беспозвоночных и позвоночных животных. Также в эти направления могут входит такие дисциплины:

Протистология. В данном случае проводится изучение простейших.

Ихтиология - исследование рыб.

Малакология - исследование моллюсков.

Акарология - изучение клещей.

Энтомология - исследование насекомых.

Карцинология - изучение ракообразных организмов.

Герпетология - исследование пресмыкающихся и земноводных.

Орнитология - изучение птиц.

Териология - исследование млекопитающих.

Насколько важна зоология для человечества?

Рассмотрим данный пункт подробнее. Довольно своеобразная у этой науки история развития. Зоология животных всегда играла важную роль в жизни человека. Глядя на указанных особей, на их поведение, навыки, лучше понимали окружающую среду. Ведь человечеству нужно было самостоятельно научиться охотиться на птиц и зверей, тому, как и где ловить рыбу, как уберечься от хищника. И все эти навыки можно было перенять у животных. Зоология - это наука, имеющая древние корни и интересную богатую историю.

Впервые в IV веке до н.э. об этой науке стало известно из книг великого ученого - Аристотеля. Это является достоверным фактом. В своих книгах он описывал происхождение около 500 видов разных животных. Некоторые из них имели красную кровь, а некоторые были вообще без нее. Также в трудах этого ученого было изложено значение каждого вида животного, а также их развитие и строение. Такое подробное описание стало настоящей энциклопедией.

В Средние века продолжала развиваться этой науки история. Зоология с каждым годом продвигалась на шаг вперед. Некоторые важные сведения о животных, о которых стало известно еще в античные времена, были забыты. Ученые акцентировали свое внимание только на размножении, охоте и содержании животных. Утерянный интерес вновь возрос только в эпоху Возрождения. В то время уделяли внимание мореплаванию и торговле. Благодаря этому были проведены многочисленные экспедиции, направленные на изучение новых видов растений и животных, о которых не было ничего известно ранее.

Карл Линней также сыграл немаловажную роль в развитии зоологии. Именно он классифицировал животный мир и дал научные названия для каждого определения в нем.

Однако на этом не заканчивается данной науки история развития. Зоология значительно совершенствуется во второй половине XIX века. Это после того, как Чарльз Дарвин издал книгу о «Происхождении видов путем естественного отбора». В своей работе он доказал определенный факт. Он заключается в том, что окружающий мир видоизменяется из-за естественного отбора. То есть новые особи проводят и выживание, а остаются только сильнейшие. Благодаря этой основе зоология - наука о животных - стала стремительно развиваться. Об этих успехах станет известно в систематике. Там появится описание появления новых видов животных.

Также про историю формирования зоологии станет известно в России после экспедиций на восток и север Сибири. Они были осуществлены А. Ф. Миддендорфом, Н. М. Пржевальским, Семеновым-Тян-Шанским. Также были проведены научные экспедиции в Центральной Азии по эмбриологии И. И. Мечниковым и А. О. Ковалевским, а по палеонтологии - В. О. Ковалевским, по физиологии - И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Зоология сегодня

Сюда может входить совокупность наук о животном мире. Здесь учитываются определенные направления. А именно:



Как говорилось ранее, зоология изучает птиц, млекопитающих и насекомых. Для более простого восприятия данную науку поделили на специальные разделы. Об этом будет рассказано далее.

Основные разделы зоологии

Сюда включают:



В целом зоология - это наука, которая напрямую связана с другими дисциплинами и направлениями. К примеру, она имеет очень тесную связь с медициной.

Разнообразный мир животных

Он очень велик и многогранен. Животные обитают везде - в полях, степях и лесах, воздухе, морях, океанах, озерах и реках.

Существует множество особей, которые приносят пользу не только природе, но и человеку. К примеру, это пчелы, жуки, мухи и бабочки. Они опыляют множество цветов и растений. Также важны в природе и птицы. Они переносят семена растений на большие расстояния.

Есть и животные, которые наносят вред растениям, уничтожают урожаи. Однако это не доказывает, что их существование бессмысленно. Они могут быть основным звеном в цепи питания различных особей. Это все обуславливает то, какое имеет зоология значение. Зоология в этом направлении является незаменимой наукой.

Домашние и дикие животные

Для каждого человека очень важно получать белки и углеводы из мяса. Раньше не было магазинов и супермаркетов, данный продукт получали благодаря охоте. Затем люди научились ловить рыбу и приобрели навыки в ее разведении.

Также человечество научилось одомашнивать дикий скот и использовать его в своих целях. Его разведение давало возможность получить такие продукты, как мясо, молоко, яйца и т.д. Благодаря животным люди научились добывать шерсть, пух и кожу и использовали это для своих нужд.

Около 10 тыс. лет назад человек впервые одомашнил дикого волка. Это были самые первые предки собаки. Теперь же эти животные считаются самыми верными и преданными друзьями людей.

А вот животноводческая деятельность началась с одомашнивания лошадей. Они являлись незаменимыми в хозяйстве.

Различия и сходство животных

Всех особей данного вида принято различать по типу, строению дыхания, размножению, развитию и так далее. Животные отличаются от растений тем, что они не имеют твердой целлюлозной оболочки. Они питаются уже готовыми органическими веществами. Для животных характерно активное передвижение. В результате этого они сами могут искать себе пищу.

Заключение

Все вышесказанное указывает на то, какую многогранность имеет данное определение. Зоология играет важную роль в жизни каждого существа на нашей планете. Об этом было рассказано выше. Все взаимосвязано в этом мире. А зоология - это и есть сама жизнь.

Наука о животных - это зоология. Данная наука изучает все живые организмы, относящиеся к царству Животные.

Зоология - это наука, представляющая собой раздел биологии, в котором изучаются многообразие, строение, жизнедеятельность животных, индивидуальное и эволюционное развитие, их взаимосвязи со средой обитания, распространение, значение в природе и для человека.

Из определения науки о животных видно, что это комплексная дисциплина, так как изучает разные вопросы, связанные с животными. Поэтому зоологию можно еще определить как систему наук о животных . В эту систему входят такие науки как морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеонтология, этология и др. Следует понимать, что большинство из этих наук входят в состав ботаники, изучающей растения, а также других разделов биологии, изучающих другие формы жизни. Поэтому говорят, например, об экологии животных или экологии растений.

  • Морфология изучает внешнее и внутреннее строение организмов.
  • Физиология изучает процессы жизнедеятельности в клетках, органах, системах органов, целом организме.
  • Экология изучает взаимоотношения организмов между собой и с неживой природой.
  • Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов, их изменение в процессе эволюции.
  • Этология изучает поведение организмов. Данная наука в основном характерна только для зоологии, так как только у животных есть нервная система.

Наука о животных делится на разделы и по другому принципу. Животный мир планеты очень разнообразен: от простейших одноклеточных форм до млекопитающих. Насекомые, черви, рыбы, птицы, звери и другие отличаются между собой по многим признакам. Поэтому в зоологии выделяют науки, изучающие отдельные группы организмов. Например, птиц изучает наука орнитология, насекомых - энтомология, млекопитающих - маммалогия и т. д.

Между растениями и животными есть как сходства, так и различия. Поэтому науки о животных (зоология) и растениях (ботаника) имеют как общее, так и собственную специфику. Общие свойства жизни (клеточное строение, обмен веществ, рост, развитие, размножение и др.) характерны для все живых организмов. В то же время клетки животных имеют некоторые отличия от клеток растений. У животных клеток нет целлюлозной оболочки, пластид, крупной центральной вакуоли. Животные, в отличие от растений питаются готовым органическим веществом, обычно путем его заглатывания (а не всасывания как это происходит у грибов). Животные активно воспринимают раздражения и реагируют на них, обычно могут передвигаться.

В настоящее время на Земле обитает более 1,5 млн. видов животных. По количеству видов их больше, чем растений. Однако биомасса растений на Земле (суше и воде) больше, так как именно они производят органическое вещество, которое нужно им самим и которое служит пищей другим организмам, в основном животным. Среди животных по количеству видов больше всего насекомых (более 1 млн. видов).

Животные распространены почти по всему земному шару. Они обитают в глубинах морей, там где растения жить не могут из-за отсутствия солнечного света. Животные встречаются в полярных зонах, там, где растения не растут из-за наличия постоянного снежного покрова.

Зоология (от греч. «зоон» - животное и «логос» - учение) - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная - 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие - в воде, третьи - в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные - источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований - на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные - помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Среди животных есть одноклеточные организмы, колониальные и многоклеточные виды.

Между растениями и животными наблюдается много общих черт:

  1. все они имеют клеточное строение и сходный химический состав;
  2. общность происхождения одноклеточных форм;
  3. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);
  4. рост и способы размножения;
  5. раздражимость;
  6. передача наследственной информации.

Однако между растениями и животными есть существенные различия.

Различия между растениями и животными
Зеленые растения Животные
Способ питания
Автотрофный (фотосинтез). Гетеротрофный.
Обмен веществ
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических веществ. Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Клетка
Имеет целлюлозную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком. Запасные вещества в виде крахмала. Целлюлозной стенки нет, есть тоненькая, называемая гликокализ, нет хлоропластов, вакуолей с клеточным соком. Запасные вещества в виде гликогена.
Ткани
Образовательпая, покровная, механическая, основная, проводящая. Межклеточное вещество отсутствует. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Имеется межклеточное вещество.
Система органов
  • Вегетативные : корень, стебель. лист.
  • Репродуктивные : цветок, семя, плод.
  • Соматические : опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и нервная.
  • Репродуктивные : половая.
Способность к передвижению
Неподвижны. Имеются лишь ростовые движения.

Активно передвигаются. Имеют амебоидные, жгутиковые, ресничные и мышечные движения.

Способность к росту
Растут на протяжении всей жизни. Растут в основном лишь в молодом возрасте.
Активность в поисках пищи
Не активны. Активны.
Циклы развития
Зигота - зародыш - проросток - молодое растение - плодоносящее растение - стареющее растение - отмершее растение. Зигота - зародыш - детеныш (личинка)- молодое животное - взрослое животное - половозрелое активное животное - стареющее животное - умершее животное.

Отмеченные различия произошли в процессе эволюции (исторического пути развития) в результате расхождения признаков. Сходство доказывается родством и единством происхождения.


Зоология (с греч. «зоон» – животное, «логос» – учение, наука) – наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Биологический энциклопедический словарь Словарь





















Заполните таблицу «Сходство и различия животных и растений» Общие признаки живых организмов Отличительные признаки ЖивотныхРастений клеточное строение; способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ, размножению, росту и развитию клетки не имеют твердой целлюлозной оболочки; питаются готовыми органическими веществами (потребители); способны воспринимать раздражения и реагировать на них; активное передвижение; нет хлоропластов, вакуолей есть системы органов клетки имеют твердую целлюлозную оболочку; сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза (производители); реагируют на раздражения с помощью химических веществ; не способны к активному передвижению; есть хлоропласты, вакуоли, пигменты










130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" class="link_thumb"> 15 Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс. 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн"> 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс."> 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн"> title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн">








































Используемые ресурсы Родословная животного мира, животные одноклеточные и многоклеточные, основные признаки животных, мел. Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО "Дрофа", Царство Животные, многоклеточные животные, морские обитатели, планктон, кольчатые черви, насекомые, хищные птицы. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Колорадский жук, подкожный бычий овод, таежный клещ, каракурт, пустельга, рябинник, жук-навозник, дождевой червь, перелетная саранча, гуанако, лягушка остромордая, беззубка обыкновенная., портреты Дарвина и Аристотеля. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология» 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, Коровы на пастбище, колибри на цветке, лошади. Учебное электронное издание «Экология». Методическое пособие для учителя. МИЭМ, Коралловый остров. Полный интерактивный курс «Открытая биология». ООО «Физикон», Птицефабрика. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Котенок и щенок. Электронная энциклопедия «Хочу все знать. Животные». ООО «Гистерезис» Бобр. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. ЗАО «Новый Диск», 2007.


Используемые ресурсы К. Линней. B0%D1%80%D0%BB П.С. Паллас. 5%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD А. ван Левенгук. Приспособленность животных к жизни в воде, почве, на суше, в воздухе. Природоведение. Библиотека электронных наглядных пособий b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b453aa0f b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27 Ребенок и котенок. %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg Ребенок и щенок. 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg

© fialkisvetlana.ru, 2021
Как проводить время на даче с любовью. Растения и цветы